Советы для живого исполнения в Ableton Live

Live в названии присутствует не просто так. Ableton открывает цифровой мир сэмплированных лупов, миди синтов, консолидированной аналоговой маршрутизации и обработки в реальном времени для возможности манипуляции «на лету», что делает его идеальным инструментом для воплощения вашей музыки в жизнь прямо на сцене. В этой статье я расскажу о некоторых моих любимых и менее известных фишках, которые я считаю необходимыми для использования в Ableton Live.
Использование кроссфейда

Даже "ветераны" живого исполнения могут игнорировать кроссфейды - «полезно для ди-джея, но нам нужно управлять десятками треков, и никакое a/b в этом мире не поможет». Предубеждение состоит в том, что за исключением нескольких нишевых применений, вы не потеряете много, если кросфейд останется скрытым в Session View.

Я думал точно так же, пока не нашел превосходное устройство xfademap maxforlive. Отображение настроек кроссфейда обычно позволяет вашему контроллеру циклически выполнять команды (требуя нескольких кликов для перемещения между a,b и off-far слишком много хлопот, чтобы использовать при живом исполнении). Xfademap работает по-другому, предоставляя вам прямой доступ к заданию a/b трека. Я люблю использовать xfademap в качестве преобразующего инструмента для звуков, которые я создаю и использую:

  • продублируйте свои треки, сгруппируйте отдельно исходные и вновь созданные
  • внесите изменения в каждый клип на дублированных треках для создания «связанных» клипов; это может быть особая аранжировка, транспонированная версия, ускоренная в два раза петля и т.п.
  • поместите xfademap на каждый трек в группе
  • настройте кнопку на midi-контроллере на «A» на первой дорожке и настройте эту же кнопку на «B» на связанной второй дорожке.
  • замьютируйте B-дорожку и также переведите управление мьютированием на ту же кнопку, что и в предыдущем шаге.
  • наконец, сверните группу и воспринимайте ее как единую дорожку - наложите цепочку эффектов на всю группу и запускайте свои клипы сразу всей группой.
Все работает как обычно, только с нажатием кнопки, ваши клипы становятся «трансформируемыми». Для любого трека, на котором вы задействовали эту функцию, кроссфейдер теперь позволит перемещаться между исходным клипом и связанным с ним измененным. Удобно, что можно включить и отключить эту функцию для любого количества дорожек и изменения положения кроссфейдера будут влиять только на выбранные дорожки.
Основанная на использовании лупов музыка обычно весьма ограничена в плане возможностей для импровизации, но с использованием такого метода каждое выступление сможет стать уникальным, продолжая быть внутри сетки и вашего собственного видения. Поработайте со связанными B-клипами, пока не найдете достойный вариант. Кроме того, вы получите "бонусные очки" за включение пост-фейдерных посылов и возвратов для B-треков, это позволит использовать разные варианты задержек и хвостов реверберации, которые продолжат звучать даже после исчезновения самого звука.
Недеструктивное транспонирование

В сценарии live-исполнения, удобно использовать его на питчбэнд клавиатуре, чтобы любые производимые изменения тона в клипе, в конце всегда можно было откатить назад. Это позволяет делать быстрые импровизационные переходы - вы можете создать напряжение, подняв высоту тона или резко понизить высоту тона своей петли, не беспокоясь о том, чтобы вернуть ее к в исходное состояние.
Отображение ручки транспонирования даст вам контроль над тем, какой клип выбран в настоящий момент.
Выключение неиспользуемых устройств

При игре в реальном времени низкая латентность имеет решающее значение, т.к. от этого зависит процент использования ЦП. Если ваш сет содержит множество устройств, которые вы переключаете во время и между своих композиций, важно помнить, что они будут увеличивать используемую мощность, даже если они установлены на 0% wet. Если вам нужно снижать нагрузку на память, попробуйте реализовать вкл/выкл устройств, увеличивающих потребление ЦП через их dry/wet регулятор с помощью макроса:
Сигнал будет попадать в устройство как и раньше, но устройство будет включенным только во время использования и не будет увеличивать потребляемую мощность. Собственные инструменты Ableton, как правило, очень удобны относительно работы процессора, но этот трюк может быть незаменим при работе с несколькими инструментами, особенно с внешними vst.
Привязка к устройству

Это еще одна классическая техника. Использование ее в сочетании с хорошим контроллером midi и соответствующим интерфейсом управления расширит его практичность, эффективно предоставив вам бесконечные banks/pages для ваших ручек. Это достаточно несложно - просто нажмите на название устройства или группы, когда в режиме midi map вы назначаете ему элемент управления.
Когда я нажимаю кнопку, которую я в midi map режиме назначил на выбор определенного устройства, интерфейс управления сразу фокусируется на нем независимо от того, где я был в моем сете. Таким образом, я могу назвать кнопку на моем контроллере как «drum rack» или «vocal effects» и вызвать элементы управления для них одним нажатием. Мне особенно нравится использовать это с бесчисленными энкодерами apc40, потому что они будут обновлять свое состояние до нового выбора, делая переходы между устройствами полностью бесшовными.
Настраиваемый запуск сцены

Сцены - это фантастический инструмент - иначе было бы невозможно запустить все клипы, что мы хотим, за один раз, потому что наши руки не достают достаточно далеко, или мы в сосредоточены на середине нашего сета. Однако при запуске нескольких клипов мы не всегда хотим, чтобы текущие воспроизводимые лупы изменялись или останавливались. В этих ситуациях удаление кнопки остановки становится удобным.
Эта простая операция в контекстном меню может дать мощный эффект - вы сможете запускать множество клипов одним нажатием кнопки, но при этом выборочно разрешать воспроизводить клипы без остановки. Заметьте, что моя басовая петля в сцене 1 не останавливается, когда я запускаю сцену 5, потому что кнопка остановки не была включена в эту сцену.
Заполнения с использованием "последующих действий"

В частности, в музыке, использующей лупы, заполнение будет разбивать монотонность и подготавливать вашу аудиторию к предстоящим изменениям какого-то рода. Весьма вероятно, что в конце заполнения вы будете делать что-то важное - играть на инструменте, например - и вы не сможете уделять внимание запуску исходной петли. В этих случаях "последующие действия" (follow actions) станут вашими лучшими друзьями.
Настройте последующее действие так, чтобы оно длилось столько, сколько вы хотите, и установите его в направлении петли, к которой вы хотите вернуться. В основном это все, что нужно - теперь не нужно ни о чем беспокоиться, потому что все заботы возьмет на себя автоматический процесс, установленный в разделе запуска (но помните о своем глобальном квантовании).

Вариантов использования "последующих действий" и режимов запуска намного больше, чем рассказано здесь, но стоит упомянуть об использовании их в сочетании с "removed stops" и "dummy clips" (пустые клипы), позволяющем запускать заполнения на нескольких дорожках с помощью кнопок запуска сцены. Обратите внимание на то, как быстро это можно настроить: выберите сцену, выполните действие "remove stops" (удаление всех кнопок остановок), и отредактируйте follow actions (опять же, сразу меняя все выбранные сразу). Всего за несколько кликов вы можете настроить множество клипов в своем сете.
Узнайте больше на практике
Курс Ableton Live - быстрый и эффективный метод, который позволит Вам уже через 9 недель создавать полноценные треки в программе.
  • 27 часов практики на топ-студии СПб
  • Разбор и докрутка на каждом занятии
  • Результат в виде законченных треков