Подготовка к мастерингу

8 вещей, которые следует проверить прежде чем отсылать микс на мастеринг.
Если вы уже не первый день сводите музыку, то возможно, вам знакома мысль: — «Эх, сейчас бы я сделал это по-другому (лучше)», услышав свой микс в iTunes. Слишком много баса, вокал слишком громкий, нижняя середина мутновата - это все очень распространенные проблемы, с которыми время от времени сталкиваются начинающие и профессиональные инженеры.

В этой статье, мы разберем список из восьми пунктов, на которые следует обратить внимание, перед отправкой вашего микса на мастеринг. Дополните его и отредактируйте под себя, но прежде чем следовать данному списку, мы настоятельно рекомендуем, прослушать ваши миксы на менее дорогих динамиках, а также послушать их в соседней комнате (или за дверью). Иногда мы настолько погружаемся в детали, сидя перед мониторами, что можем упустить из виду картину в целом, поэтому полезно немного передохнуть, и послушать свою работу со стороны.

Как только вы почувствуете, что точно оценили ваш микс, пришло время взглянуть на некоторые моменты, прежде чем отправлять его на мастеринг.

1) Не слишком ли громкий вокал?

Вокал часто является самой важной частью любой песни, но это не значит, что он обязательно должен доминировать над другими элементами в миксе. Хороший способ убедиться, что ваш вокал не слишком громкий, - это убавить громкость ваших мониторов до уровня, на котором вы можете спокойно разговаривать. При высокой громкости наши уши не так чувствительны к небольшим изменениям громкости, и все начинает звучать так, будто находится на одном уровне. В связи с этим, критичное прослушивание на небольшой громкости вашего микса, убережет вас от лишних ревизий и исправлений.

Часто громкость вокала не звучит правильно, потому что соотношение громкости вокала и рабочего барабана (или клэпа) не совсем корректна. Если вы послушаете профессионально выполненные миксы, вы заметите, что довольно часто, снэйр и вокал находятся приблизительно на одном и том же уровне. Иногда они будут выше, иногда ниже, но обычно они находятся в паре дБ друг от друга. Снэйр - один из тех элементов, который диктует, насколько мы близки или далеки от музыки, из-за того, что он занимает очень чувствительный диапазон частот для человека. Так что, если он находится под вокалом, вокалы будут казаться ближе, на переднем плане. Если рабочий барабан слишком громкий, и стоит над вокалом, то вокал будет казаться дальше, словно на фоне. Если вокал будет находится на дальнем плане микса, это не даст желаемого «интимного» ощущения, как у хороших миксов, и эмоции потеряются. Поэкспериментируйте с этим взаимоотношением, чтобы самим почувствовать разницу.

Возможно, вы не можете найти правильное место в миксе для вокала, потому что другие инструменты мешают этому. Попробуйте в других треках прибрать частоты в диапазоне артикуляции речи (2,5-5 кГц), и также попробуйте уменьшить немного 300-500 Гц в некоторых других звуках (например, гитары, синтезаторы, и даже бас). Здесь обычно присутствуют «тёплые» вокальные гармоники, поэтому уменьшение этого диапазона в других инструментах, даст вокалу преимущество, без необходимости трогать громкость.

2) Достаточно ли мягкий вокал?

В предыдущем пункте мы говорили, что полезно прослушивать микс на небольшой громкости и это справедливо для большинства ситуаций. Но, один нюанс, такое прослушивание не сможет показать вам - общую мягкость и гладкость вокала. Прибавьте громкость и послушайте не слишком ли резко звучит вокал в вашем миксе. Когда вы это сделаете, то сможете услышать, некоторые частотные диапазоны требующие внимания, которые вы, возможно, пропустили.
В большинстве случаев, громкий вокал будет звучать неприятно, потому что в диапазоне 2-5кГц есть резонансные частоты. Это широкий диапазон, поэтому слушайте внимательно, чтобы понять, можете ли вы определить, какая частота(ы) слишком сильно раздражают. В этом диапазоне почти всегда будет что-то, что потребует узкого вырезания/ослабления эквалайзером. Вы будете удивлены, насколько громче сможет звучать вокал, когда вы позаботитесь об этих неприятных частотах. Это также поможет вокалу «сидеть» лучше в микcе.

3) Каков общий спектр всей песни?

Какова общая частотная характеристика песни? Можно ли добавить больше низа? Стоит ли прибавить средних? Можно ли прибавить сатурации треку? Для ответа на эти вопросы не лишним будет посмотреть на спектральный анализатор.

Возможно, вы вырезали слишком много в районе 300-500 Гц в музыке, чтобы усадить вокал. Требуется ли немного добавить этих частот, чтобы компенсировать дефицит? Попытайтесь слушать «дыры» в миксе, которые необходимо заполнить, или, возможно, некоторые частотные излишки, на которые вы не обращали внимания. Хорошо работает метод прослушивания из другой комнаты или за дверью для того, чтобы оценить звучание микса отстраненно и непредвзято. Иногда, достаточно немного насытить проблемный частотный диапазон гармониками, вместо того, чтобы снова крутить эквалайзер.

4) Какова общая динамика микса?

На протяжении всего микса обычно используется несколько этапов компрессии: на каналах, немного на подгруппе, возможно параллельно и немного на мастере. Убедитесь, что ваши компрессоры находятся в адекватном режиме работы, и вы не переусердствовали с компрессией.

Также послушайте внимательно, нет ли частей микса или отдельных треков, которые слишком выпрыгивают из общей картины. Немного дополнительной деликатной компрессии или лимитирования помогут приручить некоторые из этих пиков. Или, если песня кажется слишком тихой в нескольких местах, хороший компрессор с низким коэффициентом сжатия на мастере может хорошо сгладить и склеить всё вместе. Многополосный компрессор также отлично подходит для этих целей, и если он используется правильно, то сможет добавить хорошему миксу более «законченного» звучания.

5) Каково стерео-поле микса?

Находятся ли звуки на своем месте в стерео поле? Является ли микс слишком широким или слишком узким?

Как правило, многие сразу хватаются за эквалайзер, компрессию и эффекты, при этом забывая, что простого панорамирования достаточно, чтобы отделить один инструмент от другого.

Если микс должен быть более широком, экспериментируйте с некоторыми пространственными энхансерами или с тонким эффектом хоруса или задержки, чтобы придать ему нужную ширину. Кроме того, это хороший момент, чтобы проверить, не слишком ли тяжела одна сторона стереосигнала, и не нужно ли балансировать левый и правый каналы. Также обращайте внимание на корреляцию фазы.

6) Отредактировали ли вы все щелчки и хлопки?

Многие начинающие инженеры просто делают на месте склейки кроссфейд. И хотя это может сработать (если кроссфейд будет достаточно велик), лучше избавиться от щелчков/артефактов наверняка - разрезжте wave-форму в нулевой точке, между пиками и падениями волны, и только потом делайте кроссфейд.

Другими словами, разрезайте wave-форму волны между пиком и провалом, и вы убережете микс от ненужных щелчков и/или артефактов. Всегда полезно пристально просмотреть ваши склейки, чтобы увидеть, в правильных ли местах разрезана wave-форма. Иногда, когда играет трек целиком, вы можете не услышать щелчок, но на некоторых акустических системах за пределами студии, они наоборот могут сильно вылезти. Нет ничего хуже, чем цифровой щелчок, которого можно было избежать.

7) Есть ли моменты/места в которых трек звучит слабо и скучно? Что можно предпринять в этой ситуации?

Некоторые песни звучат слабо, либо из-за бедной аранжировки, либо просто из-за неинтересных звуков. Если это ваша песня, попробуйте посмотреть, сможете ли вы улучшить слабые моменты. Лучший способ сделать это - быть очень честным с самим собой, и уметь принять решение, когда трек или какая-то его часть становится скучной.

Если вы сводите музыку для других людей, то, в девяти случаях из десяти, вы также сможете усилить слабые места и подчеркнуть задумку автора. Например, если хор кажется затянутым или звучит немного скучно как есть, поэкспериментируйте с искусственным созданием дополнительных гармоник во второй половине партии, чтобы увлечь внимание слушателя. (Melodyne, или даже базовое транспонирование, доступное в вашем секвенсоре, вполне подойдут).

Возможно, вы можете дублировать вокал на новый трек и наложить во второй его части дисторшн/сатурацию, что бы добиться развития. Подобных трюков бесконечное множество, и если все сделано правильно, то они смогут действительно помочь усилить песню и предотвратить ситуации, когда теряется внимание аудитории.

8) Проверили ли вы концовку трека прежде чем делать bounce?

Прежде чем отправлять свой микс на мастеринг, убедитесь, что затухание элементов в конце кажется вам подходящим, и что вы оставляете немного тишины в конце. Если некоторые из ваших плагинов-эмуляций аналогового оборудования создают шум, оставляя пару лишних секунд шума в конце, вы даете инженеру возможность проанализировать этот шум и, по возможности, удалить/ослабить его в последующем.

Вы обнаружите, что в ходе такой финальной проверки, вы избавитесь от множества головных болей в будущем. Создайте и используйте свой контрольный список и заведите привычку всегда применять его перед сдачей.
Узнайте больше на практике
Примите участие в практическом курсе "Осознанное сведение" и уже через 6 недель добейтесь профессионального звучания своих композиций под руководством опытного наставника.
  • 36 часов практики на топ-студии СПб
  • Разбор и докрутка на каждом занятии
  • Результат в виде законченных треков