10 советов по организации работы в DAW

В этой статье рассмотрим, как можно усовершенствовать свой рабочий процесс, создав удобно организованное пространство DAW и эффективные шаблоны проектов.

Чтобы добиться результатов в сведении музыки, вы должны уметь работать в многозадачном режиме. Необходимо управлять большим числом каналов, для каждого из которых требуются свои настройки уровня, эквалайзера, динамической обработки, пространственных эффектов и т.д. Вы также должны быть в курсе всей маршрутизации каналов, подгрупп и шин в вашем проекте. Затем нужно решить, какие плагины лучше всего подходят в данной ситуации и как их использовать, и убедиться, что вы не перегружаете свой процессор всей используемой обработкой.

И это только одна сторона. Важно держать в голове, какие версии проекта и аудио файлы вы сохраняете. При взаимодействии с клиентом, вы можете получить ряд других вопросов и задач, которые тоже требуют внимания.

Справиться со всем этим помогут организованность и последовательность процесса сведения. Это похоже на работу на чистом столе по сравнению с ситуацией, когда все усыпано бумагами, кучами книг и пустых чашек кофе. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут вам сделать ваш рабочий процесс лучше и эффективнее.

Цветовое кодирование каналов

Чем крупнее проект, тем сложнее держать во внимании все дорожки. Одним из способов помочь вам быстро ориентироваться и понимать, что происходит в вашем рабочем пространстве, является цветовое кодирование каналов.

Например, можно использовать кодирование по типу источника. Идея состоит в том, что, каналы ударных всегда будут, например, синего цвета, вокальные дорожки — красными и т.д. Неважно, какие цвета вы решите использовать, но как только вы выберите систему, придерживайтесь ее от проекта к проекту (Для каждого трека убедитесь, что заголовок и сама дорожка имеют один и тот же цвет (некоторые DAW позволяют назначать их разными)).

После того, как вы выработали свою систему, и у вас есть цветовая кодировка каналов, следующий шаг — организовать каналы одного типа (цвета) вместе. Поместите рядом друг с другом все ударные, весь вокал, все гитары и так далее. С закодированными и упорядоченными дорожками вам, опять же, будет легче ориентироваться в проекте и не придется долго искать нужные каналы.

Последовательное размещение каналов

Полезно размещать каналы в DAW определённым образом, например, использовать порядок "слева направо". Так, можно слева разместить дорожки ударных, затем бас, гитары, клавиши, главный вокал, бэк вокал и справа разместить все шины эффектов.

В каждой группе тоже должна быть четкая последовательность. Это особенно важно для барабанов, где можно, например, поместить бочку слева, за ней малый барабан, томы, напольный том, каналы overhead и room.

Но в итоге важно использовать тот подход, который будет удобен именно вам.
Определите основные этапы рабочего процесса

Одним из ключей к успеху является разработка грубого рабочего процесса, который вы повторяете в каждом проекте. Вы начинаете ваш проект с нуля или используете созданные шаблоны как отправную точку? Начинаете с грубого микса в моно, а затем добавляете все пространство? Всегда ли вы используете HP фильтр для удаления ненужных низких частот? Как часто вы делаете перерывы? Как часто проверяете микс в моно?

Если вы выделите какое-то количество подобных повторяющихся этапов и моментов, то ваш рабочий процесс сможет стать более осознанным и эффективным. Конечно, на микроуровне все будет отличаться в зависимости от особенностей микса, и не всегда привычный алгоритм будет подходить. Тем не менее, если вы каждый раз заново прорабатываете весь алгоритм работы, то обнаружите, что данный подход работает и может быть весьма полезен.
Создавайте шаблоны

Еще одним советом для добавления последовательности работе является создание шаблона сеанса для вашей DAW, который вы открываете при запуске нового проекта. Создайте шаблон с моно и стерео дорожками:

  • Можно создать «образцовые» пустые дорожки, которые вы будете дублировать по мере необходимости, либо начать с большого количества уже созданных моно и стерео треков с цветовым кодированием.
  • Если у вас есть часто используемые MIDI-инструменты, добавьте для них в ваш шаблон дорожки с эффектами.
Убедитесь, что ваш шаблон действительно удобен для работы: он должен обеспечивать основу для определенных типов проектов, но не быть слишком универсальным или, наоборот, подходить лишь для крайне небольшого числа миксов.

Использование настраиваемого шаблона не только экономит время, но и помогает разработать стандартную процедуру рабочего процесса.
Сохраняйте цепочки плагинов и пресеты

Выбор цепочек эффектов и их настройка почти всегда долгий и трудоемкий процесс. Сохраняйте понравившиеся варианты настроек для определенных типов дорожек как channel strips или как отдельные пресеты для плагинов. Хотя, очевидно, не для каждой ситуации они будут подходить, и будут звуковые различия между схожими элементами в разных треках (то есть не каждая бочка, или электрогитара, или бас будут звучать одинаково) — удобнее иметь цепочки плагинов, которые вы разработали сами, чтобы дать отправную точку. Их также можно включать в шаблоны.
Организуйте хранение данных проектов

Еще одна область, которая должна быть хорошо организована, — это ваш основной накопитель. Если у вас есть повторяющиеся проекты или клиенты, создайте для них отдельные папки с соответствующими названиями. Убедитесь, что вы сохраняете все аудиофайлы и новые версии проектов в правильной папке. Если аудиофайлы в конечном итоге разбросаны по всему жесткому диску, возникнут проблемы с "отсутствующими данными" при повторном открытии проекта. И, конечно же, регулярно создавайте резервную копию своего диска: предпочтительно одна локальная резервная копия и одна в облаке.
Сохраняйте бэкапы

Вы когда-нибудь заканчивали длинный сеанс сведения, слушали на следующий день и замечали, что какие-то моменты полностью выбиваются из вашего микса? Проблема в том, что при долгой работе легко сделать некоторые, скажем так, «сомнительные» решения. Для большинства из нас, особенно на начальном этапе, почти невозможно узнать, когда мы достигли этой точки. Вот почему очень важно создавать бэкапы (т.е. последовательно в процессе работы сохранять различные версии проекта) — это позволит в любой момент вернуться к предыдущим шагам и решениям.

Но просто сохранить новую версию недостаточно, нужно еще дать ей информативное название. Удобный вариант — прописать в названии номер версии и описание изменений. Формат может быть чем-то вроде «Название трека_номер версии_описание». Например, давайте возьмем гипотетическую песню под названием «Rock Me». Имя файла может быть «Rock Me_v7_snare lowered -2dB» или «Rock Me_v9_delay on vocal» и т.д.

Если использовать просто номера версий, вам будет сложнее узнать, что изменилось, когда вы сделали это сохранение, и придется потратить гораздо больше времени.
Поместите темп в имя файла

Еще один тип информации, которую вы можете записать в имя файла, - это параметр BPM для песни. Это удобно, если вы собираетесь отправить файлы другим музыкантам для записи дорожек. Так, с использованием формата названия, приведенного в предыдущем пункте, трек мог бы называться, например «Rock Me_123_v9_vocal up 2dB».
Одинаковые названия аудиофайла и соответствующего ему проекта

Если вы собираетесь суммировать микс, сначала сохраните проект как новую версию, и затем сохраните аудиофайл с соответствующим названием. В противном случае может быть ситуация, когда клиент выбирает несколько разных предварительных вариантов микса, а вы не можете вспомнить, какие проекты нужно открыть для доступа к ним.
Как лучше сохранить законченный проект

Когда вы закончили работу над миксом, полезно сохранить не только конечный аудиофайл и соответствующий ему файл DAW:

  • Проверьте, что у вас сохранен исходный (т.е. без какой-либо обработки) мультитрек, так вы сможете не только открыть сам файл проекта в DAW, но и восстановить все каналы трека в другой DAW, если потребуется.
  • Сохраните отдельно каждый канал со всей обработкой, уровнем и панорамированием, чтобы вы могли открыть ваш микс поканально с точными настройками и балансом в любой момент в будущем, если у вас больше нет доступа к вашей DAW и плагинам.
Попробуйте эти простые техники, внедрите свои собственные и вы увидите, как сильно упростится и ускорится ваш рабочий процесс.
Узнайте больше на практике
Курс Ableton Live - быстрый и эффективный метод, который позволит Вам уже через 9 недель создавать полноценные треки в программе.
27 часов практики на топ-студии СПб
Разбор и докрутка на каждом занятии
Результат в виде законченных треков
© NEW TONE ACADEMY
ИП Водомиров Артем Сергеевич
ИНН 781698280436, ОГРН 315784700094240
СПб, пр. Обуховской обороны 38 В
Пользовательское соглашение